20.04.2012
Китайцы понизили цену кашемира на 30 тысяч тугриков
Если не считать амбары, на которых написано "покупаем кашемир", на рынке никого не было. Зайдя на территорию одного из заготовителей, мы увидели, что мешки с кашемиром грузятся на маленький грузовичок. На вопрос "по какой цене покупаете кашемир?" я получил ответ: "По 40 тысяч", при этом никого интереса заготовители ко мне не проявили — было понятно, что кашемир их не особо интересует. Зайдя на территорию другого заготовителя, где было несколько амбаров, я увидел двух парней, перебиравших кашемир. Парни сказали, что хозяина склада зовут Б. Найдандорж и он уже 20 лет занимается заготовкой сырья. Он сказал следующее: "Две с половиной недели назад мы покупали кашемир по 70 тысяч тугриков, а сейчас за килограмм даем 40-45 тысяч тугриков. Сейчас, из-за пылевых бурь, кашемир очень грязный и в нем большое содержание ости, а это означает, что выход кашемира из него очень маленький. Чем позже вычесаны козы тем выход меньше. Китайцы покупают кашемир, когда выход их него выше 60 % и дают за него высокую цену. Они покупали сырьё с высоким содержанием кашемира по 72 000 тугриков, не различая по сортам, поэтому скотоводы предпочитают продать свой кашемир именно им. Ведь отечественные фабрики сортируют кашемир и дают цену в зависимости от качества сырья. Мы покупаем кашемир из Центрального, Завханского, Ховдского, Увсского, Баян-өлгийского аймаков и находимся на постоянной связи с тамошними скотоводами. Частенько знакомые скотоводы берут у нас деньги в кредит, а потом возвращают весной кашемиром. Бывает и так, что говорят, что привезут три тонны кашемира, просят пока дать им деньги за одну тонну". Тут в разговор вступила его жена, ее зовут Цээмаа: "Даже когда колебание цен в пределах 5000 тугриков бывает рискованно работать, а тут цена упала на целых 30 тысяч и даже больше. Сотрудники крупных фабрик, таких как Гоби и Гоёо, ездят по провинции и пытаются купить кашемир, но им никто не продаёт. А нам – продают, потому что у нас налажены связи. Мы предлагаем фабрикам свои услуги по заготовке кашемира, но они всегда отказываются. Наши предприятия не могут покупать высококачественный кашемир. Попадаются и недобросовестные скотоводы, которые примешивают для веса землю и увлажняют сырье так, что даже вода стекает при скручивании".
Далее заготовители рассказали, что на рынке "Эмээлт" 48 складов сырья, большинство из которых на 100 % принадлежат китайцам или совместным предприятиям. Всего лишь около десятка складов принадлежат монголам, причём половиной из них владеют монголы из провинций: Баянхонгор, Хвөсгөл, Өвөрхангай, Архангай.
Распространился слух, что государство даст дотации на кашемир
Зашли в маленькое строение с надписью “Ямаат уул” ХХК. Там были два парня и одна женщина лет 30. Видимо, они подумали, что мы собираемся предложить им кашемир и без всякого энтузиазма и интереса сказали "40 000". Когда мы объяснили, что мы журналисты, они тут же оживились. О. Отгонжаргал рассказала, что в этом году купила около 900 кг кашемира и пока не смогла перепродать. Китайцы, которые раньше наперегонки перекупали у неё – не покупают. “Скупщики сырья не могут перепродать закупленный кашемир. В прошлом году в это время кашемир стоил более 60 000 тугриков. Скотоводы перестали привозить кашемир, придерживают его. Даже когда кашемир стоил 70 000 и то они не спешили его продавать. Вчера слышала по ТВ, что правительство собирается принять меры в связи с таким падением цен. Скотоводы рассчитывают, что в этом году — в год выборов -цена на кашемир должна быть высокой и ожидают повышения ее повышения. В провинциях распространяются даже слухи о том, что за каждый килограмм кашемира правительство даст дотации в 10 000 тугриков. Эти слухи очень влияют на падение цены. В начале апреля в восточных аймаках цена на кашемир доходила до 73 тысяч тугриков, а в западных до 68-70 тысяч. Впрочем, такая цена продержалась всего два дня, а затем с каждым днём цена падала и сегодня она уже 40 000 тугриков – это красная цена. Падение цены будет продолжаться, так нет никаких оснований для ее повышения, ведь качество и выход всё больше будут снижаться".
Продано менее половины кашемира
Зашли в строение “Орхон түшээ төв”. Три парня рассказали нам, что покупают по 40-45 тысяч тугриков в зависимости от качества. И в этом году как всегда все китайские заготовители приехали в Монголию. Но их сегодня здесь нет. Они уже скупили у скотоводов кашемир. Пока больше не покупают. Монгольские предприятия тоже пока не предлагают никаких цен. Парень, представившийся как Д. Даваа, сказал:”Отечественные предприятия не спешат закупать кашемир. Исполнительный директор компании Гоби на самом деле превратился в скупщика сырья. Вместо того, чтобы конкурировать с китайцами по ценам, он, наоборот, вместе с китайцами играет на понижение цен. Китайцы, когда хотят, сговариваются с предприятиями и перестают покупать и таким образом снижают цены”. Тут зазвонил мобильный телефон этого парня и в трубку он сказал, что купит кашемир за 35 тысяч, хотя нам называл цену в 40 тысяч. Так что не исключено, что цена не достигает уже и 40 тысяч тугриков. “Когда мы говорим низкие цены, то китайцы этим пользуются, чтобы еще более понизить цены, поэтому мы стараемся не информировать о снижении цен”. Видимо, между монгольскими и китайскими скупщиками сырья происходит война из-за цены. Все заготовители, с которыми мы разговаривали выражали неприязнь к китайцам. Заготовитель Т. Энхбаяр, работающий вместе с Даваа, сказал, что пока всего 40 %, от ожидаемого количества кашемира, распродано скотоводами. По их словам, западные аймаки поставляют на рынок 4500 тонн, а восточные 1500 тонн. Кашемир восточных аймаков имеет лучшее качество и продавался он по цене около 70 тысяч. А вот скотоводы с запада пока даже и не начали сдавать кашемир. Так как они начинают счёсывать кашемир с коз позже, то им приходится продавать по меньшей цене.
Компания “Хангогд-кашемир” – китайская?
Получив от наших заготовителей информацию, что китайские скупщики располагаются в компании “Ханбогд–кашемир”, мы на обратном пути заехали туда. На воротах охранником был монгол. Так как мы получили инструкции ни в коем случае не говорить, что мы журналисты, иначе нас не пустят за порог, мы сделали вид, что интересуемся кашемиром и смогли проникнуть на территорию. На обширной площади расположилось немало складов и предприятий. Два склада были открыты и в них было около двадцати китайцев. В первом складе на ломаном монгольском нам сказали, что купят за 42-45 тысяч. Хозяин второго склада через переводчика спросил у нас: ”А сколько у вас тонн? Если хороший кашемир – могу дать на пару тысяч больше". Мы сказали, что привезли из Архангайского аймака 400 кг кашемира и хотели бы получить хорошую цену. Китайцы ответили, что их не интересуют такое малое количество, что готовы разговаривать, если будет больше одной тонны и после этого потеряли к нам всякий интерес. Монгольские скупщики говорили нам, что китайцы, приезжающие к скотоводам, всячески придираются к качеству кашемира и дают за килограмм 30 тысяч тугриков. Так же они говорили, что есть несколько монголов, которые общаются накоротке с китайцами, и если скотовод не их знакомый, то китайцы норовят купить подешёвке, поэтому скотоводы стараются через этих монголов сбывать своё сырье китайцам. Говорили, что хозяйка “Ханбогд-кашемира” – монголка. Зовут ее Ганцэцэг. На этой же территории китайцы не только покупают кашемир, но и моют его и обезволашивают. Один монгольский заготовитель в интервью телевидению сказал, что “Ханбогд-кашемир” – китайская компания, так ему позвонили из Минсельхоза и отругали за то, что он это рассказал. В прошлом году монгольские фабрики купили у "Ханбогд-кашемира" 300 тонн обезволошенного кашемира.
Китайцы не покупают кашемир
Мы также заехали и к китайцам-скупщикам, обосновавшимся в районе “Цагаан хаалга”. Очень секретное место - никакой вывески, на воротах охранник. Здесь было около десяти, расположившихся в ряд, складов. Внутри них были мешки с кашемиром. Несколько парней-монголов, сортируя, перебирали его. Мы подошли к самому дальнему складу, где сидели три китайца и один монгол. Спросили почём они покупают кашемир, те через переводчика ответили, что пока не покупают. Наш вопрос “когда начнут покупать?” остался без ответа. Вместо того, чтобы "прилипнуть" к нам с вопросами “есть кашемир? купим по высокой цене...”, как это было раньше, они со скучающим видом переговаривались между собой и не обращали больше на нас никакого внимания. Один из них вообще отошел и сел в свой джип Лексус... Мы постояли немного у ворот. За это время немало китайцев прошло мимо нас. Видимо, наши скупщики, сказав, что китайцев, как всегда, много в сезон приехало в Монголию, говорили правду.
Ц. Баасансүрэн
Mediatest.EU решил проверить эту информацию и для этого связался со своим партнером-заготовителем кашемира, верблюжьей шерсти и пуха яка, г-ном Батмөнхом. Заготовитель сказал, что цена в 40 тысяч тугриков, которую скупщики сырья предлагают за килограмм кашемира, относится только к рынкам сырья Улан-Батора, в провинции же цены другие. Так в Хубсугульском и Архангайском аймаках кашемир покупают по 57 тысяч тугриков, в Баянхонгорском аймаке по 45 тысяч. В Центральном аймаке только сейчас начали вычесывать коз, а в западных аймаках еще не начинали. Кашемир, который сейчас вычесывают в восточных района страны, поступает на рынок с большим содержании пыли и ости (на востоке Монголии уже тепло и козы начали линять, из-за этого в волокне много грубой шерсти). Цена на чистый кашемир из западных районов страны, предложения которого в ближайшее время начнут поступать, не достигнет цены в 70 тысяч тугриков, которая была в начале сезона на кашемир с востока Монголии (чистый, с малым содержанием пыли и ости, а значит выход из него был большим). БОльшим спросом на рынке пользуется кашемир цвета кофе с молоком, так как поголовье коз этой масти по сравнению с поголовьем белых коз намного меньше, да и интерес в мире в последнее время к натуральным, неокрашенным волокнам, все больше возрастает. Напомним, раньше количество белых коз не было подавляющим в общем поголовье коз в Монголии, но ввиду того, что модельеры и производители старались предлагать покупателям кашемировые изделия различных цветов, а белый пух легко поддается окрашиванию, спрос на белый кашемир вырос и скотоводы стали больше внимания уделять разведению именно белых коз.